Григорий Сковорода (1722-1794 гг.)
История и культура - Герои |
Украинский просветитель, философ, поэт и педагог, «украинский Сократ». Жизнь Сковороды уже вскоре после его смерти «обросла» легендами, вышедшими из-под пера исследователей его творчества. Единственным достоверным документом, излагающим события жизни великого философа, является небольшая биография, составленная с его слов учеником и другом Н. Коваливским. Но и в ней многое недоговорено или описано не совсем ясно. Поэтому немало фактов из жизни Сковороды остается неизвестными и проблематичными.
Последние 25 лет жизни Сковорода проповедовал свои философские взгляды среди народа. «Путешествующий философ» в бедной крестьянской одежде, с самыми необходимыми книгами и вещами в котомке пешком обошел всю Слобожанщину, останавливаясь на отдых в сельских хатах или имениях образованных помещиков — Тевяшовых, Донец-Захаржевских, П. Щербинина, Я. Правицкого, своего ученика Н. Коваливского. Сковорода предпочитал жить там, где встречал умных и добрых людей или же нуждавшихся в помощи для перевоспитания, повышения интеллектуального и образовательного уровней. Не прекращал философ и частного обучения молодежи. Иногда он ездил в Киев и Москву (где работал в монастырских библиотеках, изучая античную поэзию), бывал на Воронежчине, Курщине и Орловщинё, жил в Таганроге. Хотел поехать и на Кавказ, к служившему там своему ученику В. Томаре, но из-за слабого здоровья не смог.
Многочисленные произведения Сковороды делились на философско-богословские и литературные. Первые богословские трактаты, «Наркис» и «Асхан», посвящены самопознанию человека. Взгляды на религию и христианство Сковорода изложил в курсе лекций, прочитанных в Харьковском коллегиуме, — «Начальные двери к христианскому благонравию» (1766 г.). Лучшие его произведения — «Дружественный разговор о душевном спокойствии» и «Алфавит мира» (оба 1775 г.), посвящены проблеме человеческого счастья.
К литературным произведениям Сковороды принадлежит поэтический сборник «Басни харьковские» (1774 г.). Каждая басня состоит из повествования и объяснения её настоящего смысла. К басням можно отнести и притчи «Благодарный Еродий» (о воспитании) и «Убогий жаворонок» (о душевном спокойствии), написанные в 1787 г. Сковороде принадлежат также эпиграммы и крылатые изречения, некоторые из которых написаны латынью.
Произведения философа при жизни распространялись в рукописях, которые его друзья копировали и передавали знакомым. Переписывал и дарил свои философские трактаты и сам автор. Так его литературное наследие распространялось в Украине, России, Приазовье, Причерноморье, Крыму, на Кавказе, в Молдове, Венгрии, Румынии и Польше. Рукописи попадали в крестьянские хаты и дворянские имения, жилища мещан и духовенства Пес ни Сковороды («Ой ты птичка желтобока», «Ах, поля, поля зелены» и др.) с конца XVIII в. вошли в русские песенники, а сатирическую песню «Всякому городу нрав и права» слепые кобзари пели как народную.
Читайте: |
---|
Моменты истории:
|
Отзывы туристов:
|
![]() Фонтан Самсон на Контрактовой площадиНебольшая скульптура Самсона, раздирающего пасть льву стоит на Контрактовой площади. Над фигур... |
![]() Музей народной архитектуры и быта «Пирогово»Музей «Пирогово» это архитектурно-ландшафтный комплекс под открытым небом. На площади более 15... |
![]() Киев и областьСтолица Украины, центр Киевской области город Киев раскинулся на 35 км с востока на запад и на... |
![]() Выдубицкий монастырьВыдубицкий монастырь — это монастырский комплекс расположенный на живописных склонах Днепра в ... |
More in: Достопримечательности, Исторические памятники, Памятные места |