Рождественские обычаи
История и культура - Традиции |
Рождество - один из главных христианских праздников. Римско-католическая церковь и большинство других христианских церквей отмечают Рождество по григорианскому календарю (по новому стилю) 25 декабря. Украинская православная церковь, многие другие православные и древневосточные церкви отмечают Рождество по юлианскому календарю (25 декабря по старому стилю), что соответствует 7 января нового стиля.
Интересно, что наши древние предки еще до крещения Руси отмечали Рождество. Вот только назывался праздник не так, а Корочуном. Определить точно истоки такого названия сложно. Возможно, происходит оно от того, что ночи становятся короче, а дни длиннее, или от названия солнечных лучей, что входят с этого времени под земную кору. И, лишь с принятием христианства, этот праздник получил привычное нам название.
Рождество так и осталось хлеборобным праздником, что дает надежду на лучшие урожаи, но требует тщательных приготовлений. Все рождественские приготовления пронизаны представлениями, что все живое и неживое обладает душой, что человек с помощью ритуальных действий может влиять на ход жизни.
В Украине накануне праздника издавна готовился Рай-Дидух, состоящий из злаков. Его хранил хозяин дома. А хозяйка заранее закупала новые миски, горшки и прочее. За два-три дня до Рождества качали свечки из воска собственной пасеки. К началу приготовлений дом и двор должны быть прибраны, поломки починены, с соседями стоит помириться и все незаконченные дела закончить.
Приготовления 6 января (24 декабря по старому стилю) называются Вилия. Хозяева встают в 1-2 ночи. Предварительно поздно вечером хозяйка спекла паляниці, а сегодня к празднику вынула из печи книши та книшики (это маленькие хлебцы, которые кладутся сверху на хлеб и предназначаются для духов предков). Кутя (толченая пшеница), намоченная еще вчера, сегодня высыпается в новый горшок, залитая предрассветной водой. Она должна вариться так, чтобы к рассвету вынуть из печи готовую. Дрова в печь кладутся и хозяином, и хозяйкой с особенными церемониями, т.к. первой готовится Божья еда и еда для духов-Лада, святых и добрых душ покойников. Поэтому и вода берется самая чистая, свяченая богом солнца. В печи зажигали живым огнем (трением дерева о дерево). Когда огонь зажжен, хозяин и хозяйка также вместе клали в печь Божью еду - Кутю и Вар (узвар). Вместе месили Дижу для книшів. Кутя - это еда бога урожая, а книши - хлеб духов, хотя все ели все: и Боги, и духи, и люди.
Читайте: |
---|
Моменты истории:
|
Отзывы туристов:
|
Михайловский Златоверхий соборИстория создания. Михайловский собор, разрушенный советской властью в 35 году, и заново воссоз... |
Аптека-музей Под чёрным орломНа углу улиц Ставропигийской, Друкарской и пл. Рынок располагается одна из старейших львовских... |
Памятные места ЧерниговаЗнакомство с прошлым Чернигова следует начать с Вала — бывшего Черниговского детинца. Это древ... |
Парк Аскольдова могилаАскольдова могила — часть живописного парка, который раскинулся на склонах правого берега Днеп... |
More in: Достопримечательности, Исторические памятники, Памятные места |