Литература и искусство
История и культура - Культура |
Особенности барочного стиля отразились в творчестве так называемых перелетных птиц - украинцев, получивших образование в польских или западноевропейских университетах, а затем вернувшихся в Киев и преподававших в академии. Эти европейские умы высоко ценил Петр I, который возлагал на них большие надежды, поручая их попечению важнейшие церковные и культурно-образовательные учреждения в России. Особую известность среди них получили Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Дмитро Туптало, Симеон Полоцкий, но было и много других, быть может, не столь известных. Во всяком случае, между 1700 и 1762 гг. более 70 украинцев и белорусов занимали высшие церковные должности в Российской империи. И хотя русских в империи, естественно, было намного больше, они за то же время сумели выдвинуть на такие должности всего лишь 47 человек.
Достигая вершин карьеры на севере и проводя там большую часть жизни, перелетные птицы все же успевали кое-что сделать и за свои киевские годы. Например, Прокопович еще в то время, когда преподавал пиитику в Киевской академии, написал свою знаменитую драму Владимир (1705), воспевающую крещение Руси. Интересно, что это патриотическое произведение, где Киев назван вторым Иерусалимом , Прокопович посвятил одновременно Петру и Мазепе, а любовь к Киеву отнюдь не помешала автору Владимира стать главным идеологом петровских реформ, направленных на централизацию и секуляризацию общества. Стефан Яворский, ректор Киевской академии и автор элегантных стихотворений на украинском, польском и латыни, в 1721 г. занял высший пост в русской церкви. Уже в России он написал Камень веры - пылкий трактат против протестантизма.
Выходили из Киевской академии и писатели иного рода. Это были не священники и не учителя академии, а те выпускники или недоучившиеся студенты, которые духовной стезе предпочли карьеру казацких хорунжих и писарей. Научившись кое-чему у своих профессоров, они отнюдь не заразились их любовью к богословским диспутам и цветистым панегирикам. Увлеченные проблемами своей современности и ближайшей истории, эти академисты становились казацкими летописцами.
Интереснейшим из них был Самийло Величко. Его четырехтомное Сказание о войне казацкой с поляками через Зиновия Богдана Хмельницкого , законченное в 1720 г., охватывает события 1648-1700 гг.
Другой знаменитый образец того же жанра создал Григорий Грабянка. Его летопись посвящена тому же периоду и, согласно прямому указанию автора, преследует цель убедить читателя в том, что украинцы ни в чем не уступают другим народам. Анализируя недавнее прошлое, Грабянка, как и Величко, решительно поддерживает притязания старшины на социально-экономическое и политическое господство в Украине.
Процесс постепенной ликвидации Гетманщины также нашел отклик в литературе. Так, в 1762 г. переводчик генеральной канцелярии Семен Дивович написал длинную полемическую поэму Разговор Великороссии с Малороссией , в которой отстаивал право Украины на автономию. В том же духе писал свои сочинения Григорий Полетика. Яркое представление о менталитете казацкой элиты дают сохранившиеся дневники и записки Миколы Ханенко, Якова Марковича и Пилипа Орлика.
Высокого уровня достигло в XVIII в. украинское искусство. Особых успехов украинцы, большая часть которых работала в России, добились в музыке. Композиторы Дмитро Бортнянский, Максим Березовский и Артем Ведель заложили основы знаменитого украинско-русского хорового церковного пения. В своих произведениях они вдохновлялись украинскими народными мелодиями. Широкое признание получили живописец Дмитро Левицкий и архитектор Иван Григорович-Барский. Еще в начале века, благодаря щедрости гетмана Мазепы, по всей Украине было возведено множество храмов в стиле так называемого казацкого барокко - одновременно более строгом и более элегантном, чем тогдашние образцы барочного стиля в западноевропейской архитектуре. Шедевры позднего барокко появились в Украине во второй половине XVIII в.- такие как Успенский собор Киево-Печерской лавры, Андреевская церковь в Киеве и собор св. Юра во Львове. По городам и селам распространялся народный театр - вертеп, а по праздникам, выходя из церкви, люди останавливались на площади послушать странствующего кобзаря или бандуриста.
Читайте: |
---|
Моменты истории:
|
Отзывы туристов:
|
Одесса и областьОдесса - один из самых колоритных городов страны. Одесса сама по себе - достопримечательность,... |
Каменец-ПодольскийКаменец-Подольский - один из самых давних исторических городов Украины, главный город Подольск... |
Памятник Михаилу Грушевскому в КиевеПамятник Михаилу Грушевскому, известному историку и политическому деятелю прошлого века, первому п... |
Александровский костёлАлександровский костел, названный в честь царя Александра I, является самым древним костелом К... |
More in: Достопримечательности, Исторические памятники, Памятные места |